Афанди точики | Afandi

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Афанди точики | Afandi » Ходжа Насреддин » Ходжа Насреддин анекдоты


Ходжа Насреддин анекдоты

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Зажарил однажды ходжа гуся и понес государю. Дорогою, проголодавшись, он в укромном месте спустил в брюхо одну гусиную лапку. Представ перед падишахом, он поднес ему, соблюдая церемонии, подарок. Тимуру бросилось в глаза, что гусь без одной ноги, и он спросил об этом у ходжи. "У нас в Акшехире все гуси одноногие, — заметил ходжа. — А если не веришь, взгляни на гусей, что у источника". Действительно, в то время гуси, гревшиеся на солнце у источника, стояли на одной ноге и, опустив голову, дремали.
Выглянув из окна, падишах долго смотрел на этих гусей.
В это время случайно заиграли зорю. Музыканты разом ударили в барабан колотушками, от гула труб застонало небо, и гуси, став на обе ноги, начали боязливо кидаться из стороны в сторону, чтобы только куданибудь убежать. Тимур подозвал ходжу к окну и сказал: "Ходжа, ты говоришь неправду; посмотри: у гусей — по две ноги". — "Ну, если бы ты отведал этих палок, — заметил ходжа, — ты пополз бы на четвереньках".

0

2

Однажды ходжа Насреддин, взойдя на кафедру в Акшехире для проповеди, сказал: "Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?" Ему ответили: "Нет, не знаем". Тогда ходжа сказал: "Раз вы не знаете, так что мне вам и говориться" С этими словами он сошел с кафедры и пошел своей дорогой.
Когда в следующий раз он снова взошел на кафедру и предложил тот же вопрос, община ему ответила: "Знаем". — "Ну, коли вы знаете, значит, мне нет надобности и говорить". Так сказал ходжа и опять удалился. Община, пораженная, решила, если ходжа взойдет еще раз на кафедру, ответить: "Одни из нас знают, а другие нет".
Поднявшись как-то опять на кафедру, ходжа по обыкновению обратился к народу со своим вопросом. Ему ответили: "Одни из нас знают, другие нет". Ходжа, сохраняя на лице серьезность, воскликнул: "Великолепно! Пусть тогда те из вас, кто знает, расскажут тем, которые не знают".

0

3

Тимурленг сказал ходже: "Ходжа, ты знаешь, что у всех аббасидских халифов имеются свои прозвища: одного зовут Мутаваккиль ала-ллахи, другого — Мутасим би-лляхи, и так далее. Ну, а если бы я был Аббасид, какое было бы у меня прозвище?" Ходжа отвечал: "О державный властелин, будьте уверены, что вас прозвали бы "Наузу би-лляхи" ("Пронеси нас бог").

0

4

Пошел ходжа в суд, чтобы разводиться с женой. Судья приказал записать имена жены и ее отца. Когда у ходжи спросили об этом, он сказал: "Не знаю". Кази осведомился, сколько лет он женат, и, узнав, что уже несколько лет, заметил: "Как можно, будучи женатым в течение нескольких лет, не знать, как зовут жену?" — "Да ведь я не собираюсь с ней жить, — зачем мне спрашивать, как ее зовут?" — отвечал ходжа.

0

5

На берегу моря почувствовал ходжа жажду и немного испил соленой воды. Жажда, конечно, не только не утихла, а, наоборот, в горле у него еще больше пересохло и затошнило. Он прошел немного вперед и нашел пресную воду. Вдосталь напившись, он наполнил водой тюбетейку, потом понес и вылил воду в море. "Не пенись и не вздымайся, — обратился он к морю. — Нечего понапрасну кичиться перед людьми; попробуй, какой бывает настоящая вода!"

0

6

Ходжа женился. На пятый день у него родился ребенок. Через день ходжа принес первый джуз Корана, сумочку для Корана, письменный прибор и т. д. и положил все это у изголовья люльки. Ему стали говорить: "Эфенди, для чего это ты так рано?" — "Ребенок, проделавший девятимесячный путь в пять дней, — заметил ходжа, — через несколько дней пойдет в школу. Пока у меня сейчас есть деньги, я и заготовил все необходимое".

0

7

Ветер уронил на землю висевшую на дереве рубашку ходжи. Ходжа сказал: "Нужно нам будет принести благодарственную жертву". Жена спросила у него о причине, и ходжа объяснил: "А если бы, не дай бог, в рубашке был я?"

Ходжа высмеивает дервиша-мелами
Однажды дервиш-мелами по имени Шейяд-Хамза, человек просвещенный, совершенный, идущий по верному пути, живущий праведно, сказал ходже: "Ходжа, неужто-таки твое занятие на этом свете одно шутовство? Если ты на что-нибудь способен, так покажи свое искусство, и если есть в тебе какая ученость, прояви ее нам на пользу". Ходжа спросил у него: "А у тебя какое есть совершенство и какая в тебе добродетель, и людям какая от нее польза?" — "У меня много талантов, — отвечал Шейяд, — и нет счету моим совершенствам. Каждую ночь покидаю я этот бренный мир ("мир элементов") и взлетаю до пределов первого неба; витаю я в небесных обителях и созерцаю чудеса царства небесного". — "Хамза, — заметил ходжа, — а что, в это время не обвевает ли твое лицо нечто вроде опахала?" Хамза, радостный, подумал: "Ну, напустил я на него туману", — и сказал: "Да, ходжа". — "А ведь это — хвост моего длинноухого осла", — сказал ходжа.

"Это — я, если богу будет угодно"
Беседуя ночью с женой, ходжа сказал: "Если завтра утром будет дождь, я пойду за дровами, а не будет дождя — буду пахать". — "Прибавь: если Аллаху будет угодно", — заметила жена. А ходжа, по человечеству, сказал: "Ну что там! Либо этак, либо так, без работы не буду, что-нибудь да уж сделаю".
Когда утром вышел он за город, ему повстречались сипахи. "Эй ты, дяденька, — закричали они ему, — поди сюда! Как проехать туда-то? " — "Не знаю", — беззаботно сказал ходжа. А грубые сипахи, не дав ходже опомниться, ударили его несколько раз. "Ах ты такой-сякой, — заметили они, — марш вперед, веди нас!" — и погнали его вперед. Под дождем, в грязи, ходжа довел их до города. А сам в полночь, избитый, усталый, полуживой, подошел к своему дому и начал стучать: "Кто там? " — спросила жена. "Открой, жена, это я, если будет угодно Аллаху", — пробормотал ходжа.

Ходжа пускаегся в тонкости богословия
У ходжи спросили: "Что ты скажешь о совершенстве божественной воли?" — "С тех пор как я себя помню, — сказал ходжа, — случается постоянно то, что говорит господь бог; а если бы сила была не в руках господа, когда-нибудь да исполнилось бы и то, что я говорю". Так кратко и убедительно определил ходжа понятие о божественной воле.

Ходжа объясняет, что есть два светопреставления
У ходжи спросили: "Когда наступит светопреставление?" — "Которое светопреставление?" — заметил ходжа. "А сколько бывает светопреставлений?" — удивился спрашивающий. "Если умрет моя жена, — сказал ходжа, — это — малое светопреставление, а я умру — это большое светопреставление".

Пока не наполнятся рай и ад
Однажды Тимурленг спросил у ходжи, долго ли это люди будут все рождаться и помирать. "Пока, наконец, не наполнятся ад и рай", — отвечал ходжа.

Ходжа преклонястся перед мудростью Аллаха
Однажды у ходжи украли тысячу акта. Ходжа отправился в мечеть и до самого утра слезно молился, чтобы вернул Аллах ему деньги.
Как раз в это время один из местных купцов, захваченный на корабле бурей, обещал в случае благополучного спасения пожертвовать ходже тысячу акча. Спасенный от опасности купец, исполняя обет, и подарил ходже деньги. Рассказав ему, что с ним случилось на море, купец прибавил: "Вот благодаря вашему заступничеству и помощи я чудесно спасся". Ходжа немного подумал, а потом сказал: "Чудны дела твои, господи! Сперва отдать кому-то тысячу акча, а потом, для того, чтобы вернуть их, насылать бурю, заставлять человека давать обеты... Трудно придумать такой странный и окольный путь. Да, человеческому уму не постигнуть неисповедимых тайн всевышнего! Для человека разумного нет большего чуда. Деньги мои пропали здесь, а нашлись в море. Благодарение господу за его милости и щедроты!"

0

8

Ходжа забыл, что у него украли только уздечку
У ходжи украли нарядную уздечку. Он взял осла за ухо и повел домой. Через несколько дней, увидев эту уздечку на громадном египетском осле, он, в удивлении оглядывая осла, его голову и все его сложение, сказал: "Голова — как у моего осла, а вот в теле он сильно изменился".

Как ходжа укротил гнев Тимурленга
Тимурленг, наводивший казнями ужас на румские земли, сзывал к себе, куда ни заходил, ученых и мудрецов и спрашивал: "Кто я — справедливый человек или тиран?" Если кто говорил: "Ты справедлив", — Тимурленг отсекал ему голову; но и тем, кто говорил: "Ты тиран", — он тоже рубил голову.
Задумались ученые и не знали, что делать. Но так как слава о ходже разнеслась повсюду, народ обратился к нему с мольбою: "Сжалься, ходжа! Кроме тебя нам не от кого ждать помощи. Сделай что-нибудь. Отведи меч тирана от невинных рабов божиих". Ходжа сказал: "Дорогие мои, хотя это и не так легко, как вы думаете, но праведный бог — помощник угнетенных, и, может быть, благодаря силе ваших молитв мне что-нибудь удастся сделать". Скрепя сердце он пошел ко дворцу Тимурленга. Тимурленгу сообщили, что явился ходжа, который готов дать ответ на его вопросы. Когда Тимурленг задал ходже свой обычный вопрос, ходжа ответил: "Нельзя сказать, что ты справедливый властитель или мятежный тиран. Мы тираны, а ты — меч правосудия. Всемогущий бог послал тебя на нас, тиранов, достойных наказания. Знаешь стих: "Господь, по милости, проявляет к тебе снисхождение и ласку. Но того, кто преступает заповеди, он делает посмешищем".
Говорят, что именно такого-то правильного ответа и ждал Тимурленг. Очень ему полюбился ходжа, и он сделал его своим приближенным; и все время, пока находился в Руме, не отпускал его от себя. Быть может, из уважения к ходже и пощадил он Акшехир и его округу, да и Караман тоже. Так избавились эти города от меча Тимура и от грабежа его назойливых воинов.

"У кого голубые бусы, ту я больше люблю"
Было у ходжи две жены. Каждой из них дал он голубые бусы и наказал отнюдь не показывать их другой. "Это — знак моей любви", — сказал ходжа. Но однажды обе они набросились на ходжу и закричали: "Кого из нас ты больше любишь, к кому тебя больше тянет?" Ходжа отвечал: "У кого голубые бусы, ту я больше и люблю". Женщины успокоились, и каждая, думая в душе: "Меня он больше любит", — считала себя выше подруги. Так умел ходжа ладить с женами.

"Коли так, кушай же!"
По каким-то делам ходжа отправился из Акшехира к себе на родину в Сиврихисар. Очень он проголодался, а денег у него не было. Проходя по базару, он увидел что в пекарне вынимают из печи свежий хлеб, еще дымящийся, и идет от него по сторонам запах приятный, словно мускус. Он и говорит пекарю, сидевшему в углу: "Послушай, отец, это твой хлеб?" Пекарь спокойно ответил: "Да, мой!" А ходжа, волнуясь, снова спросил: "Дорогой мой! неужели этот хлеб так-таки весь твой? Ну, скажи, — я готов целовать тебе ноженьки, — вот сколько здесь ни есть горяченьких хлебцев, кругленьких, мягких, как вата, — все это твое?" — "Ну чего ты пристаешь? — сказал пекарь. — Да, все это мое". — "Так чего же ты смотришь? — услужливо сказал ходжа. — Коли так, кушай же!"

0

9

Очень понравилась статья. Статья представляет собой необычайно значимое чтение, которое охватывает широкий спектр данной области. Автор комплексно подходит к обсуждаемым вопросам, предоставляя зрителям глубокие знания и материалы. Эта статья является крайне важным источником для всех интересующихся.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Афанди точики | Afandi » Ходжа Насреддин » Ходжа Насреддин анекдоты